Иномирные сновидения. Евгений Валериевич Сафронов передал в дар библиотеке Историко-мемориального центра-музея И.А.Гончарова свою новую книгу «Сновидения в традиционной культуре

Сны, иной мир и литература: эти темы соединились в новой книге «Сновидения в традиционной культуре» ульяновского писателя Евгения Сафронова. Автор исследует настоящие сны, в которых люди встречаются с умершими и посещают «загробный мир». Сборник выпущен в Москве в конце 2016 года, презентовали книгу в Ульяновске. Баланс научного и художественного в новом труде писателя изучал наш корреспондент.

Книга «Сновидения в традиционной культуре» — это первое полное исследование в России, которое освещает тематику «загробный мир и сны». В этой монографии около 500 рассказов настоящих людей, которые виделись в своих снах с умершими родственниками или близкими знакомыми. Анализируя, автор разделяет сновидения на несколько десятков жанров, композиций, признаков и показывает историю изучения этой темы.

Евгений САФРОНОВ
АВТОР
Где-то около 30 лет назад у одной женщины умер муж, и он снится ей и просит её, спрашивает «можно ли я женюсь?», причём женюсь на молодой и женюсь до обеда. Ну, она разводит руками, куда деваться, давай, хотя ей и обидно. Она просыпается и идёт на работу, и в этой время на её глазах сбивают молодую девушку, её знакомую. И потом так оказывается, совершенно случайным образом, что хоронят эту девушку рядом с могилой её мужа.

Подобные сны Евгений Сафронов собирает на протяжении 15 лет, это свыше 2000 историй, в литературе они относятся к фольклористике. Автор сам предложил научному миру термин «иномирные сновидения», исследовал их на примере жителей Ульяновской области. Собраны такие тексты благодаря фольклорным этнографическим экспедициям Ульяновского педагогического университета.

Евгений САФРОНОВ
АВТОР
Эти тексты, достаточно легко классифицируются на основе типичных действий иномирных персонажей, то есть покойники, как ни странно, в сновидениях совершают одни и те же действия. И несмотря на тысячи текстов, как бы, люди не сговариваясь рассказывают примерно об одним и тех же действиях, об одних и тех же местах.

Объяснения этому автор даёт различные: это и культурные стереотипы, и сам контекст. Анализ таких сновидений показывает их типичность, а по определенным символам, месту пребывания человека, даже языку сны подразделяются в книге на разные стили.

Михаил МАТЛИН
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ УЛГПУ
Конечно, в какой-то степени счастливый случай помог ему издать, это не так легко сделать. Потому что Евгений Валерьевич в прошлом году стал лауреатом Международного литературного конкурса имени Ивана Александровича Гончарова в номинации «Ученики Гончарова». Ну и тут, конечно, вот деньги, которые он получил, они и потрачены им на издание этой книги.

После первого издания работа автора по сновидениям не заканчивается, Евгений Сафронов продолжает собирать необычные явления и анализировать их через литературу. В сборнике «Сновидения в традиционной культуре» писатель не рассматривает психологические аспекты таких снов, даёт филологическую оценку, пополняя тем самым художественно-научное своеобразие страны.

Анжела Забашта, Олег Тоньшин, Репортёр 73

В конце 2016 года в Москве вышла книга «Сновидения в традиционной культуре», посвященная достаточно необычной теме – снам и видениям об ином мире. Автор – ульяновец, фольклорист, кандидат филологических наук Евгений Сафронов.

Монография любопытна, прежде всего, по двум причинам: в российской фольклористике эти тексты фактически не исследованы. И второе – большинство «рассказов об иномирных снах», опубликованных в книге (термин, кстати, впервые предложен автором упомянутой работы), записаны на территории Ульяновской области.
За последние 17 лет Евгений Сафронов зафиксировал более 2,5 тысяч подобных текстов. Наиболее интересные сюжеты мы рассмотрим в этой заметке.

«Женюсь на молодой» и синяки после сна

«Иномирные» – значит, так или иначе связанные с явлением покойников, описанием и посещением «того света».

Начнем с городских текстов. Лет тридцать назад у одной из жительниц Засвияжья умер муж. Буквально через несколько дней он снится ей и говорит: «Я ведь женюсь! Разрешение хочу у тебя спросить на это дело». Той, понятно, обидно, но вида она не подала. Говорит ему: «Женись, что ж с тобой поделаешь? Только куда же ты свою новую жену приведешь? У нас некуда: дети ведь!». «Не беспокойся! – отвечает умерший. – Нам с ней и дощатый сарай сгодится. Только ты учти: она очень молоденькая, и женюсь я нынче же днем!».

Сновидица проснулась и ближе к обеду пошла на работу – во вторую смену. Идти пришлось через перекресток на проспекте 50 лет ВЛКСМ. И прямо на глазах рассказчицы машина насмерть сбивает дочку ее знакомой – семнадцатилетнюю девушку. А затем так получается, что погибшую хоронят рядом с могилой мужа сновидицы. «Вот так – женился, выходит, он на ней!» – делает вывод женщина.

Вот еще один любопытный сюжет, записанный в Ульяновске.

Девушке приснилась ее умершая сестра и говорит: «Хочешь, я тебе покажу, где я сейчас нахожусь?». Получив ее согласие, покойница повела ее по лунной дорожке в другой мир – на Луну. Из увиденного на «том свете» сновидица запомнила, что там все ходят в одинаковых светлых одеждах.

«Тот свет» в сновидениях можно условно подразделить на хороший и плохой миры.

Затем провожатая вдруг сказала: «Всё, тебе больше здесь нельзя находиться! Пора возвращаться!». Стали закрываться некие двери, и сестре, чтобы сновидица успела, пришлось толкнуть ее. Когда девушка проснулась, она заметила у себя на плечах синяки от пальцев – ровно в тех местах, куда ее толкнула умершая сестра.

Барак и сумрак – приметы плохого мира

Одно из наблюдений, сделанных автором книги, заключается в том, что «тот свет» в сновидениях можно условно подразделить на хороший и плохой миры. Естественно, этой закономерности подчиняются далеко не все тексты. Так вот: нередко «плохой» иной мир описывается как сумрачное место, где покойники пребывают в неких клетках или бараках.

Иногда барак и полки в ином мире сравниваются с камерами хранения на вокзале, пчелиными сотами и т.п.

Вот пример такого рассказа, зафиксированного в Димитровграде:

«Снился сон, что я была в гостях у покойных родителей и у тетки. Видела, где они живут, то есть барак подземный, неблагоустроенный, – полки, на которых они живут. Там много людей, но между собой они не общаются, хотя живут рядом. Полумрак, сумрак, освещения нет… Проснулась со спокойным ощущением, словно была на экскурсии».

Иногда барак и полки в ином мире сравниваются с камерами хранения на вокзале, пчелиными сотами и т.п. Понятно, что такое подразделение миров далеко не всегда соотносится с христианскими представлениями об инобытии – хотя соотнесения с так называемым «народным православием», клеймами ада в иконописи вполне очевидны.

Видение после автокатастрофы

Помимо рассказов о сновидениях, Евгений Сафронов неоднократно записывал «обмирания» (видения во время летаргического сна) и описания иномирных видений при переживании клинической смерти, комы. Приведем один из ярких примеров.

«Тебе еще рано сюда!»

Друг рассказчика попал в автокатастрофу и во время комы пережил видение «того света»:

«Видел умерших отца, мать, брата. Они и другие покойники находились за красивыми, коваными воротами – но меня туда не пустили». Также он увидел там красивые сады и гуляющих людей. Ему скрутили руки и проводили в какой-то лес со словами: «Тебе еще рано сюда!».

Подробнее о научной книге, посвященной иномирным снам, а также о своих художественных произведениях, многие из которых основаны на реальных встречах с жителями нашего региона, автор расскажет на специальной презентации. Она состоится 10 февраля в 17.00 в областном Дворце книги.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Дата размещения новости: 15.12.2016

Лауреат Международной литературной премии имени И.А.Гончарова 2016 г. Евгений Валериевич Сафронов передал в дар библиотеке Историко-мемориального центра-музея И.А.Гончарова свою новую книгу «Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты» (Москва, 2016 г.).

Эта книга - первое в отечественной фольклористике монографическое исследование рассказов об иномирных сновидениях. В работе очерчиваются жанровые границы данных текстов и предлагается их классификация - на основе структурно-семантического и образно-мотивного уровней анализа.

Во второй части книги публикуется около 500 текстов - в соответствии с классификацией, предложенной в настоящем исследовании.

«Основной материал книги, - признаётся Е.В.Сафронов, - рассказы о снах, записанные в процессе экспедиционной работы в селе и в городе в период с 1993 по 2015 годы, - имеет выраженный региональный характер: около 90% всех текстов зафиксировано на территории Ульяновской области - как в городе (45% текстов), так и в сельской местности (55%). Всего учтено около тысячи текстов. При сборе полевых материалов применялись методы интервьюирования и включенного наблюдения. <…>.

Лучшие и самые счастливые моменты работы над этой книгой связаны с экспедициями. Огромное спасибо всем тем, кто щедро делился временем и знаниями, отвечая на мои вопросы “про сны об умерших”».

Книга Е.В.Сафронова доступна для ознакомления в читальном зале музея И.А.Гончарова. Режим работы: вт. -сб. с 10.00 до 18.00.

Cтатьи со знаком * доступны для скачивания в pdf
Монографии :
1*. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. - М.: Лабиринт, 2016. - 544 с.
Статьи :
2*. «Вещее» сновидение и «сбывшееся» событие: механизмы соотнесения // Народная культура Сибири: Материалы XIII научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С. 220-224 (опубликованная версия ; расширенная версия ).

3. Образ «иного мира» в современных рассказах о сновидениях // Образ жизни и образ мыслей: материалы научных чтений (7 сентября 2005). Ульяновск: «Симбирская книга», 2005. С. 35-42.

4*. «Иной мир» в рассказах о сновидениях и представлениях, связанных с похоронно-поминальной обрядностью русских // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Отв. ред. О.В. Белова. М.: «Сэфер», Ин-т славяноведения РАН, 2006. С. 115-130 .

5. Мотив «неродившегося» ребенка в рассказах о снах // Фольклор в контексте современной культуры: Юдинские чтения-2005: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 22 декабря 2005 г.) / Отв. ред. С.В. Супряга. Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2006. С. 140-143.

6*. Рассказы о сновидениях: критерии фольклорности / нефольклорности // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - Электрон. журн. - М.: МГУКИ, 2006. - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Safronov.pdf, свободный - Загл. с экрана.

7*. Умершие как персонажи современных рассказов о снах // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2006. № 2. С. 29-30.

8*. О достоверности сна // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. ст. в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2008. С.135-146.

9*. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы: автореферат дис. … канд. филол. наук. Ульяновск, 2008 .

10. Тот свет посещать // Духовная культура русских Ульяновского Присурья: материалы к этнодиалектному словарю. Москва: Лабиринт, 2009. С. 202-210.

11. Покойник прощается // Духовная культура русских Ульяновского Присурья: материалы к этнодиалектному словарю. Москва: Лабиринт, 2009. С. 197-201.

12*. Переход в инобытие: рассказы о визионерском опыте // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2008. №4. С. 23-25.

13*. Чудесное в сновидениях // Традиционная культура: Научный альманах. М.: ГРЦРФ, 2008. №2. С. 101-106.

14*. Актуализация «dream-telling» в похоронно-поминальном обряде (на материале Ульяновской области) // Вестник РГГУ. М.: РГГУ, 2009. Сер. «Литературоведение. Фольклористика». №9. С. 159-168.

15*. Домовой (материалы к этнодиалектному словарю «Духовная культура русских Ульяновского Присурья») // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2009. №4. С. 17-19.

16*. Растительный код в современных рассказах о снах // Этноботаника: растения в языке и культуре / Под ред. В.Б. Колосовой, А.Б. Ипполитовой. СПб., 2010. С. 108-121.

17*. К вопросу об индивидуальной вариативности фольклорного прозаического текста // От конгресса к конгрессу: Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов: Сб. докладов. М., 2011. С. 29-42 .

18*. Кладбище в индивидуальном ракурсе (полевые заметки) // Антропологический форум. СПб., 2011. №15 Online. С. 388-396.

19*. Типы визионеров // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2012. № 1. С. 33-36.
20*. [Ответ на вопрос редколлегии журнала "Антропологический форум"] // Антропологический форум. СПб., 2012. №17. С. 83-85.
21*. Современные экстрасенсы: особенности самопрезентации // Фольклор XXI века: Герои нашего времени: сборник статей / Сост. М.Д. Алексеевский. М.: ГРЦРФ, 2013. С. 132-141 .
22*. Сновидения и грезы Раскольникова (материалы к уроку по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского) // Литература в школе. М., 2013. №7. С. 6-11.
23*. Кенотафы как одна из современных форм объективации памяти о погибших (в соавт. с М.Г. Матлиным) // Этнографическое обозрение. М., 2014. №2. С. 36-47 (препринт статьи, принятой для публикации).
24*. Кладбище домашних животных: локальный вариант // Археология русской смерти. М., 2015. №1. С.122-146. [скачать: опубликованную версию ; или: версию с фотографиями (а также - с ссылкой на видео )]
25*. Река/ручей в рассказах о сновидениях // Волжская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее: материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв.ред. Е.А Бурдин, А.Е. Баранникова. Ульяновск, 2017. С. 236-240.